13:27 04.08.2014
Людмила Швец опубликовала запись

Михаил Донец — забытая знаменитость киевской оперы

Михаил Иванович Доне́ц (11 января 1883, Киев — 10 сентября 1941) — украинский певец (бас), народный артист УССР (с 1930). В 1913—1941 годах был (с перерывом) одним из ведущих солистов Киевского театра оперы и балета. Современники называли его украинским Шаляпиным.


Михаил Донец родился 23 января 1883 года в многодетной рабочей семье. Отец его, Иван Васильевич, происходил из безземельных крестьян Василькова. Поэтому после военной службы в саперном батальоне, который дислоцировался в Киеве, он не вернулся в родной Васильков, а устроился помощником чертежника на местный завод «Арсенал». Женившись, поселился в развалине под заводским стенами, поскольку на приличное жилье не хватало средств.

Между тем, бедность не помешала молодым супругам родить пятерых дочерей и двух сыновей. Материальное лишение заставило детей Донцов с детства работать. Сестры нянчили маленьких детей, а братья были «мальчиками на побегушках».

Однажды известный киевский музыкант и регент Алексей Гринченко услышал исключительной красоты и алмазной чистоты дискант малолетнего батрака. Это был восьмилетний Миша. С тех пор мальчик стал петь в церковном хоре, даже с платой - 50 копеек в месяц. Как потом вспоминал М. И. Донец , любовь к музыке развила в нем мать, она знала множество украинских народных песен. Не обошла судьба дара музыки и отца. «Заметив мою набожную тягу к вокалу, - вспоминал позже певец, - он собственноручно смастерил и подарил мне скрипку. Эта домашняя музыкальная закваска и привела меня под благодатное крыло провидца по розыску будущих талантов композитора - педагога Гринченко».


Заключив соглашение с антрепризой Киевской оперы, А. Гринченко обслуживал детским хором соответствующие представления. Таким образом Миша Донец оказался в роли маленького артиста на оперной сцене. Перед ним открывается волшебный и неизведанный мир высокого искусства. Ему посчастливилось услышать пение лучших тогдашних маэстро, лицом к лицу встретить самого Петра Чайковского, который дирижировал детским хором в спектакле собственной оперы «Пиковая дама». Выглядело так, что сцена навсегда станет его призванием и жизнью. Но случилось несчастье. Когда Мише исполнилось одиннадцать, умерла от чахотки его мать. А через три года не стало и убитого горем отца. По ходатайству рабочих- арсенальцев недоросля- хориста М. Донца, как круглого сироту, зачислили в военную школу медицинских фельдшеров. С тех пор мир перевернулся для вчерашнего театрального романтика: фельдфебельские команды, бездумная ежедневная муштра, грубость. Были и курсантские спектакли, в которых М.Донец охотно выполнял самые разные роли.


И здесь во второй раз улыбается ему судьба. В одном из спектаклей его заметил тогдашний популярный актер и режиссер, основатель русского драматического театра в Киеве Николай Николаевич Соловцов. С того времени началось духовное возрождение юноши, все свободные от службы часы проводил то в Соловцовской драмстудии, или на галерке Украинского народного театра, где его завораживала игра корифеев сцены - Марии Заньковецкой, Марка Кропивницкого, Николая Садовского, Панаса Саксаганского.


Отбыв воинскую повинность, М. Донец несмотря на материальное затруднение полностью отдался самообразованию, брал уроки вокала у выдающихся киевских педагогов - Е.Мессине, М Бочарова , А.Самтагано - Горбакова. Одновременно приобретал сценическую практику в популярной драматической труппе Бородая в «ролях с пением ».


После смерти М.Н.Соловцова в ноябре 1903 началась профессиональная сценическая деятельность Михаила Донца. Дебютировал он в пьесе А.Островского « Снегурочка », исполнив роль гусляра. Работая в театре, начинающий актер не прекращал овладевать искусством вокала в элитарной музыкальной школе Тутковского .
В 1905 Донца причисляют к Киевской опере. Появление его на сцене профессионального театра было настолько успешным, что уже в следующем году певца пригласили в Москву на работу в едва ли не лучшем частном оперном театре Сергея Ивановича Зимина . «Служба в опере Зимина , - вспоминал в день своего юбилея М.И.Донец, - заложила музыкальный театр всей моей сценической деятельности. В атмосфере этого театра я впервые начал осознавать истинное призвание искусства. Здесь у меня воспитывался художественный вкус, укреплялась строгая артистическая дисциплина ». Именно в Москве М.Донец завоевал себе имя, став достойным сценическим партнером таких всемирно признанных корифеев, как Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Иван Алчевский и др.


В 1913 году, завоевав славу первоклассного оперного певца, Михаил Иванович вернулся в Украину. Киевский зритель восторженно встретил своего талантливого земляка. Как свидетельствуют очевидцы, каждое его появление на сцене становилось событием в культурной жизни города. Страницы местной прессы пестрели отзывами типа: «образец божественного вдохновения жизненной правды на сцене». Правда, расцвету его таланта очень скоро помешали бурные общественные события. С разгаром первой мировой войны он был мобилизован в царскую армию, служил фельдшером в киевском госпитале, лишь изредка появляясь на сцене.
В послереволюционные годы Михаил Донец стал одним из самых активных основателей украинского оперного театра. Ему первому среди оперных певцов республики было присвоено почетное звание Заслуженного артиста, а в 1930 году - Народного артиста Украины. За свою творческую жизнь Михаил Донец в совершенстве овладел 134-ю партиями басового репертуара. Голос его отличался красивым тембром, широтой диапазона, равным во всех регистрах. Он создал непревзойденные образы Ивана Карася ( «Запорожец за Дунаем» Гулака - Артемовского), Тараса Бульбы ( «Тарас Бульба» ), Выборного ( «Наталка Полтавка» ) в операх Лысенко; Захара Беркута ( «Золотой обруч» Лятошинского). Среди других партий: Отец («Катерина» Аркаса), Артем (« Кармелюк» Костенко), Сатана («Яблочный плен» Чижках), Калинчук («Перекоп» Мельтуса, Рыбальченко, Тица , первое исп.), Сокальский («Щорс » Лятошинского, первое исп.), Мельник (« Русалка» Даргомыжского), Сусанин («Жизнь за царя» Глинки), Додон, Салтан («Золотой петушок », «Сказка о царе Салтане» Римского- Корсакова), Кочубей (« Мазепа» Чайковского), Погнер, Генрих (« Нюрнбергские мейстерзингеры », « Лоэнгрин » Вагнера), Мефистофель (« Фауст » Гуно) и др.
Донец много гастролировал. В 1930 - х годах он совершил большие концертные поездки СССР, в частности Уралом, Сибирью, Дальним Востоком. С большим успехом гастролировал в оперных театрах Харькова, Днепропетровска, Львова, Ленинграда.
В 1936 году принимал участие в первой декаде украинского искусства в Москве. Записал на грампластинки ряд украинских народных песен и арий из опер украинских композиторов.
Но еще с конца 20-х годов, когда началось наступление на очередного «врага» - национал-уклонизм, во все республиканские и краевые ГПУ поступил с Лубянки тайный приказ начать подготовку по селекции национальных кадров интеллигенции. В реестр потенциальных врагов сталинского режима внесено и имя светоча оперного искусства М.И.Донца. Собственно, еще в пору сумерек процесса украинизации судьба Михаила Ивановича была предопределена. С тех пор его тайно «дело-формуляр» неумолимо пополнялось. Нужен был только благовидный предлог.
Он наступил с началом Второй мировой войны, когда возникла острая необходимость немедленно осуществить тотальную селекцию заранее обнаруженного антисоветского элемента, чтобы обезопасить тыл Красной Армии.
Уже 2 июля 1941 начальник 1 отделения II отдела III Управления НКВД УССР лейтенант госбезопасности Пенкин на основе изучения собранных оперативных материалов нашел, что пребывание на свободе артиста оперного театра Донца М.И. может представлять опасность для советской власти и выписал ордер на его арест и обыск. В следственном деле ч. 982516, как неопровержимые основания для обвинения Донца в контрреволюционно-националистической деятельности и подозрении в шпионаже, подшиты копии протоколов допросов осужденных в разное время к расстрелу киевского экономиста Калиуха Д.В., композитора - дирижера Верховинца - Костива В.М., директора Киевского театра оперы и балета Яновского И.И.
Трижды за время заключения Донец был допрошен, и ни разу он ни в чем не признал себя виновным. В одном из протоколов зафиксировано заявление Михаила Донца: «Никакой контрреволюционной работой я никогда не занимался и националистом никогда не был. Я любил и люблю украинскую народную песню и украинскую музыку и больше никаких националистических увлечений у меня нет». Следователи тоже не доказали преступной деятельности М.Донца. Однако после 6 июля 1941 следы Михаила Ивановича безнадежно теряются в тюремных дебрях Киева .

10 сентября 1941 в киевских тюрьмах по приказу наркома госбезопасности Меркулова без суда были поголовно расстреляны все заключенные. Есть данные, что именно в этот день оборвалась его жизнь. Однако имя чародея оперной сцены не исчезло из памяти народа. Чем продолжительнее было молчание официальных властей, тем реальнее становилась догадка, кто именно прервал земной путь Михаила Донца. После смерти Сталина жена певца Мария Эдуардовна Донец-Тессейр на личное обращение к Н.С.Хрущеву получила короткую справку: «с санкции врага народа Меркулова Донец без решения суда был в Киеве расстрелян». Однако это вынужденное признание сделано шепотом. Потому что ни один печатный орган в Украине не обнародовал официального заключения КГБ СССР, что на основании пересмотра следственного дела Донца М.И."нельзя считать установленным в его причастности «антисоветской националистической организации и проводимой им антисоветской работе». Так, с 1955 Михаила Донца партноменклатура уже не обличала открыто «врагом народа», однако отношение к нему компартийных идеологов оставалось недоброжелательным.
Реабилитирован Михаил Донец был только в1989 году.

Михайло Донець - М. Лисенко "Як посіяв мужик та у полі"

 
08:19 04.08.2014
Андрей Иофик опубликовал запись

Yuriko Nakamura — Your Precious Day

Метки: New Age, Piano.
 
08:08 04.08.2014
Андрей Иофик опубликовал запись

Komitas — Groung (The Crane)

Метки: Classical.
Мы — это то, что мы публикуем
Загружайте фото, видео, комментируйте.
Находите друзей и делитесь своими эмоциями.
Присоединяйтесь
Август 2014
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Подарки

Войти