14:43 12.04.2013
Александр Алогол опубликовал запись

Круглый стол

«Страсти по Матфею» И. С.Баха

В XVIII веке среди церковной музыки был очень популярен жанр страстей (или пассион). Они представляли собой речитативное чтение определенных частей Евангелий в сопровождении инструментальной и хоровой музыки. Наиболее масштабное из таких произведений – «Страсти по Матфею» великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха.

«Страсти по Матфею» Баха – произведение для солистов, двух хоров и двух оркестров на либретто Х. Ф. Генрици. Создавалось оно в течение двух лет (1727 – 1729 гг) для того, чтобы исполняться в пятницу Страстной Недели в церквях Лейпцига. «Страсти» состоят из 78 музыкальных номеров: речитативов, арий, хоралов и хоров. В общей сложности они звучат порядка трех часов. Изначально произведение исполнялось в церквях, но сегодня его чаще можно встретить в программах концертов.

Суть и тема «Страстей» — страдания Христа (именно эта часть Евангелия от Матфея – 26 и 27 главы — служит основой для сюжета произведения). Гениальная музыка Баха затрагивает самые тонкие струны души и заставляет искренне сопереживать, и радоваться предстоящему воскрешению Христа. Как известно, Бах служил кантором, он исполнял «Страсти по Матфею» более двадцати раз в двух церквях Лейпцига.

В структуру «Страстей» входят речитативы (собственно евангельский текст), но чувства и эмоции героев передаются и посредством арий (лирических монологов), хоров и хоралов, текст для которых был написан автором либретто. В произведении участвуют несколько действующих лиц: Евангелист (речитативы), Иисус, Иуда, Петр, два первосвященника, Понтий Пилат, его жена, свидетели и служанки. Гениальная находка Баха – в том, что Иисус всегда сопровождается струнным квартетом, исполняющим долгие растянутые высокие ноты, что создает ощущение нимба. Этот эффект музыковеды часто так и называют – звуковой нимб Иисуса. Он исчезает только на кресте, когда Христос спрашивает «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» — это символизирует временную смерть Иисуса.

После того, как сам Бах перестал исполнять «Страсти по Матфею», они на некоторое время были забыты. Лишь в 1829 году Феликс Мендельсон в Берлине исполнил сокращенную версию этого гениального произведения. Выступление вызвало настоящий триумф, и началось возрождение «Страстей по Матфею».

Мы — это то, что мы публикуем
Загружайте фото, видео, комментируйте.
Находите друзей и делитесь своими эмоциями.
Присоединяйтесь
Апрель 2013
пн вт ср чт пт сб вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Подарки

Войти